Ну вот и со мной такое случилось. Я перепутал клемы аккумулятора плюс и минус, при прикуривании от внешнего аккумулятора на своём УАЗ Patriot. Только не надо высокомерия, друзья, если кто сейчас будет говорить, что, мол, со мной такое никогда не случится! Судя по форумам, которые я прочитал, когда это произошло, я далеко не единственный с этой проблемой, и случится такое может с каждым, что во многом определяется самочувствием и внешними условиями. Если кому интересно, что же случилось и как, а также к чему это в итоге привело, читайте дальше…
Итак, рассказываю с самого начала. В связи с моим переездом в другой микрорайон, я стал гораздо реже ездить на своём УАЗике. Из-за этого, а также из-за того, что я езжу недалеко, т.е. недолго, аккумулятор не успевал хорошо зарядится и поэтому, довольно быстро разряжался, когда машина стояла у подъезда. Фактически через 3-4 дня завестись уже было нереально — нужно было вытаскивать аккумулятор и тащить его на зарядку домой. И тогда, почитав форумы я нашёл такое решение как внешнее пускозарядное устройство.
Модификаций таких устройств — тьма, но у всех у них есть существенный недостаток — цена! Пусковое устройство, способное завести мой УАЗик стоит в два раза дороже аккумулятора к самой машине. Тогда я подумал и просто купил запасной аккумулятор. Решил так: я заряжаю аккумулятор и кладу в багажник, когда машина не заводится, я подключаю проводами для прикуривателя заряженный аккумулятор параллельно к основному (также как это делается в случае с пускозарядным устройством) и завожусь. Раза три так и происходило — я заводился с помощью заряженного аккумулятора а затем просто отсоединял провода и убирал аккумулятор. Основной аккумулятор уже набирал заряд от работающего двигателя (генератора).
Но вот наступил этот день. Машина, на тот момент стояла целых 6 дней. Я всё сделал как обычно, но, увы, основной аккумулятор был настолько глубоко разряжен, что забирал заряд дополнительного аккумулятора, не позволяя завести машину. Я читал о подобных ситуациях с пускозарядными устройствами. В таких ситуациях, люди отключали основной аккумулятор, оставляя только пускозарядное устройство и им удавалось завестись. Особо замечу, что в таком случае, КРАЙНЕ ВАЖНО, после того как машина заведётся, НЕ ОТКЛЮЧАЯ, дополнительный аккумулятор, присоединить основной и только потом отключать дополнительный. Нельзя допускать, чтобы генератор работал с неподключенным аккумулятором даже недолго, иначе диодный мост генератора сгорит.
С утра падал мокрый снег, мне нужно было быстро сьездить в магазин и вернутся, потому что дальше были запланированы неотложные дела. Поэтому надо понимать, что я во-первых, торопился, а во-вторых, мне очень мешали хлопья снега, которые падая тут же превращались в капли, создавая лужу на аккумуляторе. Также они попадали за шиворот, когда я наклонялся, что тоже не способствовало вдумчивому и неторопливому выполнению процесса.
Итак, ошибок я понаделал. Первая ошибка была в том, что я не вынул ключ зажигания, оставив его во включенном положении, т.е. в состоянии, когда должна была работать приборная панель. Она не работала, потому что аккумулятор был разряжен и поэтому я не обратил внимания, что ключ остался в замке (у меня несколько модифицированный замок зажигания, который при повороте ключа не включает стартёр, а включает только приборную панель. Для пуска стартёра нужно нажать ещё одну кнопку). Далее, я снял минусовую клемму с основного аккумулятора, оставив плюс, затем подключил провода (и вот тут был косяк, подключил их неправильно): плюсовую клему зацепил на минус и миносовую на плюс. Затем подключил зажимы проводов c другого конца к дополнительному аккумулятору, причём подключил правильно: плюс к плюсу, минус к минусу, но как вы понимаете, это как раз и было неправильно (в данном случае), лучше бы я перепутал два раза :). Минусовая клема не была подключена к основному аккумулятору и это хорошо, поскольку он по этой причине не пострадал, ибо гораздо хуже было бы закоротить два аккумулятора сами на себя, тут и до взрыва аккумулятора или пожара было бы недалеко.
В общем, первое, что должно было меня насторожить, это искра которая проскочила при подключении зажима. Но искра бывает и при подключении минусовой клемы, так что я решил, что всё нормально. Второе, что показалось мне подозрительным, некий посторонний звук, напоминающий эдакое тикание механических часов. Но и это меня не насторожило в достаточной степени, чтобы быстро всё отключить. Я залез в машину, и тут я обнаружил, что ключ в замке, повёрнут, а приборная панель не подаёт признаков жизни. Я рванул обратно и отключил внешний аккумулятор. В итоге я подавал ток с обратной полярностью около 10-15 секунд. Провода прикуривателя ощутимо нагрелись, около зажимов даже расплавивалсь изоляция. Проверив ещё раз провода, я понял, что очень крупно лоханулся, перепутав плюс с минусом. Впереди явно стали ощущаться грядущие последствия предстоящего дорогостоящего ремонта, непонтяно, правда, пока ещё чего.
Больше решив не рисковать, я снял основной аккумулятор и унёс его вместе с дополнительным домой на зарядку. День прошёл в горьких думах, самобичевании и изучении форумов на сходную тему с выяснениями что у кого погорело. После этого я немого успокоился. Похоже самое дорогое, что мне светило — это замена ЭБУ — дорого, но всё-таки не космос. А также обычно у людей летел вышеупомятый диодный мост генератора. Мост стоит не дороже 500 рублей. Прочитав о том, что нужно первым делом проверить все предохранители, я вооружился тестером и пошёл проверять предохранители в монтажном блоке и в блоке под капотом. Моему удивлению не было предела — ни один из предохранителей не сгорел. Дурные предчувствия не отпускали — ведь провода нагрелись до оплавленной изоляции — куда же уходил весь этот ток — что в машине "приняло удар на себя"?
Утром я поставил на место основной аккумулятор, повернул ключ — приборная панель ожила, показав обычную картину. Знакомый звук нагнетающего давления бензонаноса показал, что и с ним всё в порядке. Нажав кнопку стартёра, я спокойно завёлся, после чего, мягко говоря офигел! Внимательно слушая машину и принюхиваясь (стараясь почувствововать запах палёной изоляции), я прогрел машину, которая работала как ни в чём не бывало. Нажал пару раз педаль газа — она работала как положено, а значит ЭБУ жив, ведь педаль газа у меня электронная. В качестве теста съездил в магазин за километров 5 от дома — никаких неприятностей не обнаружил!
В общем, друзья, зря мы ругаем отечественный автопром. Как оказалось, УАЗ Patriot машина очень живучая, ибо даже такое стрессовое событие прошло для неё без серьёзных последствий. Я, конечно, не знаю, может быть что-то вылезет ещё при дальнейшей эксплуатации, но это будут мелочи, ведь ничего дорогого не сгорело, а остальное уже как-нибудь починю!
В заключение, хочу призвать всех к внимательности. Лучше два-три раза проверить полярность и знаки на клемах, чем потом заниматься дорогостоящим ремонтом. Так что как бы вы себя не чувствовали, какая бы погода не была на улице, но такие операции требуют сосредоточенности и правильности. И не торопитесь, даже если куда-то опаздываете!